Апелляционное определение Пермского краевого суда от 18.03.2015 по делу N 33-2406 <Об отмене решения Ленинского районного суда г. Перми от 25.08.2014 и признании недействующими пункта 2 Постановления Администрации г. Перми от 02.02.2010 N 26 "Об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" в части слов "и действуют по 30 июня 2015 года", "Надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья">
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу № 33-2406
Судья Рубан О.Н.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Елецких О.Б.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 марта 2015 года дело по апелляционному представлению прокурора г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 августа 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований прокурора г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании несоответствующими законодательству и недействующими с 01.01.2013 года: надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья", утвержденные Постановлением Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26, п. 2 Постановления в части слов "и действуют по 30 июня 2015 года" отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения прокурора Третьяковой О.В., поддержавшего апелляционное представление, возражения на апелляционное представление представителей: Администрации г. Перми - Ц., К.А., представителей ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" - Е., С., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Постановлением Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 "Об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" утверждены надбавки к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод - ценовые ставки, которые устанавливаются на основе надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей, и учитываются при расчете ООО "НОВОГОР-Прикамье" за оказываемые услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод, а также используются для финансирования Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г., утвержденной Решением Пермской городской Думы от 29.12.2008 № 8.
Постановление опубликовано в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", № 7, 05.02.2010.
В нормативный правовой акт в последующем были внесены изменения Постановлением Администрации г. Перми от 04.02.2011 г. № 39, а также Постановлением Администрации г. Перми от 08.02.2012 г. № 50, опубликованном в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", № 10, 14.02.2012 г.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 (в редакции Постановления Администрации г. Перми от 08.02.2012 г. № 50) надбавки к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод ООО "НОВОГОР-Прикамье", установленные в пункте 1 настоящего Постановления, вступают в силу с момента вступления в действие надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей, но не ранее чем через один календарный месяц после вступления в силу настоящего Постановления и действуют по 30 июня 2015 г.
Прокурор г. Перми обратился в суд в заявлением о признании несоответствующими законодательству и недействующими с 01.01.2013 г. надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ООО НОВОГОР-Прикамье), утвержденных Постановлением Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26, пункт 2 Постановления в части слов "и действуют по 30 июня 2015 г.".
В обоснование требований прокурор указал, что с 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" из полномочий органов местного самоуправления исключено право устанавливать надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (статья 15, часть 1 статьи 22 Закона № 417-ФЗ). С учетом того, что в силу пункта 13 статьи 18, части 5 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" расходы на реализацию инвестиционной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение учитываются при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения, водоотведения, а также при определении размера тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем размер расходов на реализацию Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г. должен учитываться в размере тарифов на водоснабжение и водоотведение, установленных для ООО "НОВОГОР-Прикамье". Тарифы для ООО "НОВОГОР-Прикамье" в сфере холодного водоснабжения и водоотведения установлены постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 31.01.2012 г. № 8-в, от 30.05.2013 г. № 83-в. Поскольку нормативный правовой акт органа местного самоуправления вступил в противоречие с федеральным законодательством, его применение повлекло нарушение прав граждан, необходимо признать оспариваемые положения недействующими с 01.01.2013 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор г. Перми просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В письменных возражениях на апелляционное представление прокурора ООО "НОВОГОР-Прикамье" просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 1, 4 части 1, часть 2 статьи 330 ГПК Российской Федерации).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО
"НОВОГОР-Прикамье" утверждены Администрацией г. Перми в соответствии с полномочиями и продолжают действовать до окончания срока, на который они установлены. Правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на услуги должны быть установлены как с учетом надбавок, утвержденных оспариваемым Постановлением, так и с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальное услуги по Пермскому краю, установленного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 718-р., расходы на мероприятия по строительству (реконструкции) объектов систем водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Инвестиционной программой по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г. учтены только в надбавках к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО "НОВОГОР-Прикамье", в состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения не включены. Необоснованного начисления потребителям платы за услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО "НОВОГОР-Прикамье" не имеется, права и законные интересы потребителей товаров и услуг не нарушены.
С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления прокурора судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации
1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 1,5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г., настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию: 1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на услуги коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса", Решений Пермской городской Думы от 29.01.2008 г. № 8 "Об утверждении Инвестиционной программы по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г., от 26.01.2010 г. № 10 "Об установлении надбавок к ценам (тарифам) на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей" Администрацией г. Перми в Постановление от 02.02.2010 г. № 26 были внесены изменения Постановлением от 08.02.2012 г. № 50, установившие надбавки к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" дифференцировано по периодам на срок до 30.06.2015 г.
В соответствии с Инвестиционной программой по развитию системы водоснабжения и водоотведения г. Перми на 2006-2025 г.г., утвержденной Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 8, финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2, 2.2.1 Общие положения).
Таким образом, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта к полномочиям органа местного самоуправления относилось установление надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. "О водоснабжении и водоотведении".
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 названного Закона установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 32 Закона № 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственных программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в законную силу с 01.01.2013 г., за исключением статей 3, 8 и 12 Закона, были внесены изменения в Федеральный закон № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с которыми из предмета регулирования Федерального закона № 210-ФЗ исключены организации коммунального комплекса, обеспечивающие осуществление деятельности в сфере "водоснабжения, водоотведение и очистки сточных вод" (статья 15 Федерального закона № 417-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что с 01.01.2013 г. установление надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, в соответствии с предельным индексом в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, не относится к компетенции органов местного самоуправления, данные надбавки должны учитываться при расчете соответствующих тарифов, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти в Пермском крае является Региональная служба по тарифам Пермского края, в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 г. № 1057-п (до 26.08.2013 г. включительно - Региональная энергетическая комиссия Пермского края).
После 01.01.2013 г. тарифы в сферах водоснабжения и водоотведения ООО "НОВОГОР-Прикамье" устанавливались Постановлениями Региональной энергетической комиссии Пермского края от 31.01.2012 г. № 8-в, от 30.05.2013 г. № 83-в в последующих редакциях.
Глава 6 Федерального закона № 416-ФЗ устанавливает порядок регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в сфере холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 31 названного Федерального закона перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
С учетом изложенного следует вывод о том, что Постановление Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 в оспариваемой части с 01.01.2013 г. вступило в противоречие с федеральным законодательством, поскольку орган местного самоуправления с указанного времени не обладает полномочиями по установлению надбавок к тарифам в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что Постановление Администрации г. Перми от 02.02.2010 г. № 26 "Об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, его следует признать недействующим.
Суд, делая вывод том, что закон обратной силы не имеет, не принял во внимание то обстоятельство, что прокурор просит признать недействующим оспариваемые положения нормативного правового акта с момента вступления в силу Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а не с какой-либо иной более ранней даты.
Вывод суда о том, что правовой акт в оспариваемой части продолжает свое действие до окончания срока, на который установлены надбавки, является неправомерным, так как в Федеральном законе № 416-ФЗ отсутствует такая оговорка.
Разъяснительное письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 20.06.2014 г. № С3-6691\5, направленное в адрес временно исполняющего полномочия главы Администрации г. Перми, в соответствии с которым надбавки к тарифам на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, надбавки к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленные в соответствии с законом до дня вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ, сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены, не может быть принято во внимание, поскольку не является нормативным правовым актом, что исключает его обязательное применение.
В соответствии с абзацем 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт не устанавливает права граждан и организаций, а регулирует вопросы определения надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что в свою очередь возлагает обязанность на потребителей вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно действующим надбавкам к тарифам.
Таким образом, поскольку правовой акт органа местного самоуправления вступил в противоречие с федеральным законодательством с момента вступления в силу Федеральных законов № 416-ФЗ и № 417-ФЗ, то есть с 01.01.2013 г., на его основании не реализовывались права граждан и организаций, судебная коллегия считает необходимым признать оспариваемые положения недействующими с 01.01.2013 г.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, судебный акт подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 августа 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Заявление прокурора г. Перми удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2013 года Постановление Администрации г. Перми от 02 февраля 2010 года № 26 "Об установлении надбавок к тарифам на услуги водоснабжения питьевой водой, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья": в части пункта 2 в части слов "и действуют по 30 июня 2015 года", а также в части "Надбавок к тарифам на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья".
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: