Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Пермского краевого суда от 27.05.2015 по делу N 3-94/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта "г" части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу № 3-94/2015

Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре П.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой И.А., заявителя Б., представителя Законодательного Собрания Пермского края Г., представителя губернатора Пермского края Я., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

17.11.2011 Законодательным Собранием Пермского края принят и 01.12.2011 губернатором Пермского края подписан Закон Пермского края № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае", первоначальный текст которого опубликован в изданиях "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", № 48, 05.12.2011, "Собрание законодательства Пермского края", № 11, 13.12.2011.
25.10.2012 Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" № 113-ПК, подписанный губернатором Пермского края 07.11.2012. Данный нормативный правовой акт опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 19.11.2012, № 46 (225).
Закон Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей (далее - граждане), земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (далее - земельные участки), а также предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых им земельных участков.
В соответствии с п. "г" ч. 3 ст. 1 названного Закона одним из условий предоставления многодетной семье земельных участков в соответствии с настоящим Законом является следующее: члены многодетной семьи не имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного на территории Пермского края, либо члены многодетной семьи имеют на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельный участок (земельные участки), расположенный на территории Пермского края, размер которого (которых в сумме) меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".
Б. обратился в суд с заявлением о признании приведенного положения недействительным как противоречащего п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, в силу которого государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, от имущественного положения. Оспариваемое положение указывает на имущественное деление, ущемляет права заявителя как многодетного отца, увеличивает социальную напряженность в обществе.
В судебном заседании Б. на удовлетворении заявления настаивает, указывает на противоречие п. "г" ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК п. 1 ст. 9 Устава Пермского края, устанавливающей гарантии прав и свобод человека и гражданина. Из его пояснения и приложенных документов следует, что семья заявителя появления третьего ребенка обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка. Департаментом социальной политике администрации г. Перми было отказано в постановке семьи на учет путем включения в реестр многодетных семей, обратившихся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, на основании п. 3 ч. 6 ст. 3 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК в связи с наличием в собственности земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью ** кв. м, то есть размером, превышающим минимальный размер (450 кв. м), установленный решением Пермской городской Думы.
Представители Законодательного Собрания Пермского края Г., губернатора Пермского края Я. возражают против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 20-22, 36-39).
Заслушав Б., Г., Я., исследовав представленные доказательства, заключение прокурора Кузнецовой И.А., полагающей заявленные требования необоснованными, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. "в", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельное законодательство (ст. 3 ЗК РФ) регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.п. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на дату принятия Закона Пермского края, положения которого оспариваются заявителем. Были урегулированы ст. 28 ЗК РФ, согласно пункту 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.
В связи с принятием Федерального закона от 14.06.2011 № 138-ФЗ статья 28 ЗК РФ дополнена абзацем в пункте 2, согласно которому предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В настоящее время указанные положения содержатся в п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, предусматривающем предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно (изменения внесены Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу 09.03.2015).
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.
Согласно предмету правового регулирования Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" в редакции Закона Пермского края от 07.11.2012 № 113-ПК, определенного в ст. 1, настоящий Закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям (граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет (при условии, что они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации)) без торгов и предварительного согласования места размещения объекта земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
Таким образом, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков, предусмотренных п. 2 ст. 28 ЗК РФ (а в настоящее время п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ), исходя из сложившейся в субъекте социально-экономической и демографической ситуации, имеющихся земельных ресурсов, в ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК в редакции Закона Пермского края от 07.11.2012 № 113-ПК предусмотрены такие условия бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, в том числе, изложенные в п. "г" названной нормы.
С учетом изложенного является обоснованным утверждение представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемое положение Закона Пермского края не противоречит федеральному законодательству и не умаляет льготный характер приобретения прав на земельные участки граждан, имеющих трех и более детей, закрепленный Земельным кодексом Российской Федерации и, заключающийся в предоставлении земельных участков данной категории граждан бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Доводы Б., направленные на то, что право всех граждан, рассматриваемой категории на бесплатное приобретение земельного участка, гарантированное федеральным законодательством, является безусловным и зависит только от наличия статуса многодетной семьи, является неубедительным и основан на ошибочном толковании как требований Земельного кодекса Российской Федерации, так и оспариваемых положений Закона Пермского края "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае".
Оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права многодетных детей, не имеется. Кроме того, она принята в рамках регулирования отношений, связанных с использованием, распоряжением земельными участками, то есть в рамках земельных отношений, и не относится к регулированию правоотношений в области установления мер социальной поддержки многодетных семей.
Ссылка заявителя на нормы Конституции РФ в данном случае несостоятельна несостоятельна, поскольку к компетенции судом общей юрисдикции не относится проверка законов субъектов РФ на соответствие Конституции РФ.
Относительно доводов о противоречии п. "г" ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК в редакции Закона Пермского края от 07.11.2012 № 113-ПК положениям п. 1 ст. 9 Устава Пермского края, аналогичным по содержанию п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, то, раскрывая содержание принципа равенства, Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 29.05.2012 № 918-О, от 25.02.2013 № 193-О, от 24.12.2013 № 2134-О) неоднократно указывал на то, что данный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования правоотношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Следовательно, установление в Законе Пермского края приведенных выше условий для приобретения земельного участка бесплатно, не может расцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав граждан.
Закон Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в редакции Закона Пермского края от 07.11.2012 № 113-ПК, положения которого оспариваются Б. по настоящему делу, принят с соблюдением установленной процедуры принятия, правил введения в действие, опубликования и вступления в силу. Порядок принятия правового нормативного акта лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Судом таковых нарушений не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Как установлено, п. "г" ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК в редакции Закона Пермского края от 07.11.2012 "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем настоящее заявление Б. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Б. в удовлетворении заявления о признании недействующим п. "г" ч. 3 ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" (в редакции Закона Пермского края от 07.11.2012 № 113-ПК) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 02 июня 2015 года.

Судья
Е.С.ФИЛАТОВА


------------------------------------------------------------------